В начале тридцатых годов в посёлке портовиков Мгачи стояли всего два барака: один бревенчатый - общежитие для грузчиков-холостяков и другой, сбитый из досок, для семейных. По лесу было разбросано ещё несколько индивидуальных домиков.
В 1934 году Владивостокский порт выделил Александровску 40 своих докеров. 8 мая 1934 года на пароходе "Микоян" они прибыли на Сахалин и высадились на узкой полосе пустынного берега.
"Всё лето мы отгружали сахалинский уголь на наши отечественные пароходы и только осенью повели наступление на тайгу, стали рубить лес и строить себе жилища...И там, где раньше были непроходимая тайга и болото, сейчас вырос большой рабочий посёлок с хорошими, уютными домами, магазином, столовой и клубом..." - писал в "Сахалинском портовике" рабкор т. Чепурной.
Тем летом надо было отгрузить 49 000 тонн угля, а портпункт имел три стареньких кунгаса да небольшой катеришко, о котором в шутку говорили: "Ну вот и наш водовоз причалил!" Катер и кунгасы отчаянно протекали и порой в деревянных судёнышках везли больше воды, чем угля. Вагонетки были тяжёлые клёпанные, катали их вручную, насыпали уголь лопатами. Каждую зиму такелажники сплетали несколько сотен угольных сеток. Сетки перед погрузкой кунгаса углем расстилали по днищу, на них из вагонеток сыпали уголь. У борта парохода судовыми лебёдками поднимали эти сетки и переносили в трюм. Получалась своеобразная "пакетная" переработка угля.
Энтузиазм рабочих, их сметка делали своё дело. Ручная откатка вагонеток была заменена конной, портовики усовершенствовали опрокидывающее устройство вагонеток с углем в кунгасы. Во Мгачи, как и во всём порту стали популярны ячейки ДЗОТ (добровольное общество за овладение техникой). Лебёдчики научились не терять драгоценные минуты, плотники строить надёжные кунгасы. И вскоре в "Сахалинском портовике" стали появляться лаконичные сообщения: "Отгрузку угля на пароход "Революционер" Мгачинский портпункт должен был произвести за 124 часа. Фактически отгрузка произведена за 82 часа. В 1939 году мгачинцы уже перекрывали свои люко-сменные нормы, по которым, работая в три смены на два люка, они длжны были загрузить за сутки 1020 тонн.
Давно исчезли в угольных портпунктах вагонетки, сетки, кунгасы и маломощные катера. Чёрной рекой течёт сегодня уголь от складов шахт до судовых трюмов. Человек только регулирует и направляет этот поток, управляя кранами, транспортёрами, лебёдками, штивочными машинами, стотонными плашкоутами и современными буксирами.
На рейде сегодня бросают якорь новейшие суда - углевозы. Достигнуты рекордные показатели по их обработке. Портовики Мгачи уже доказали, что и 2000 тонн угля за смену - не предел при погрузке судов типа "Донбасс". Что же такое 2000 тонн угля за смену? Это безостановочное движение 5 - 6 плашкоутов и двух катеров между пристанью и судном. Понятно, что только глазомер, опыт и сноровка таких судоводителей, как В. Попрушко, Н. Осадчий, А. Ежов, позволяют без проволочек проводить швартовку плавсредств. Это ювелирная работа лебёдчиков на судне, когда автоматические, созданные рационализаторами - мгачинцами, грейфера не зависают и на секунду, а постукивание лебёдок сливается в настоящие пулемётные очереди. Это и кропотливая работа транспортёрщиков, электриков (лента переносит за 7 часов 2000 тонн угля). Это и тщательно спланированная умелая работа прорабов портпункта и его руководителя Ивана Терентьевича Кваша. Организованное и осуществляемое ими комплексное соревнование между судами и портпунктом позволяет экономить время. Капитаны, подходя на рейд, ставят свои суда на минимально допустимое расстояние от пристани с уже подготовленными грузовыми устройствами и открытыми трюмами, а портовики выводят навстречу судну груженые плашкоуты.
Это - и напряжение всех сил, борьба за марку своего портпункта.
Это - и усталость, и белозубая чумазость перед баней после смены.
Наконец, это брошенная товарищам-сменщикам фраза: "А мы сегодня работнули!" Это - красная стрела, устремлённая вверх на диспетчерском графике.
Сегодня достижения портовиков Мгачи уже история. Шахта Мгачи, благодаря стараниям "эффективных менеджеров", оказалась в аварийном состоянии и в 1998 году была закрыта. А шахтёры и портовики выброшены на улицу. А ведь шахта давала в год 330 000 тонн угля марки Г-6, ценнейшего вида топлива. Его ждали и в Приморье, и на Камчатке, и на Курилах. и за рубежом.
На Сахалине были закрыты десятки шахт, леспромхозов, целлюлозно-бумажных комбинатов, совхозов, захирели Сахалинское морское пароходство, рыбная промышленность области. И как следствие стало сокращаться население области. Если до 1990 года численность населения Сахалинской области постоянно росла и составила в 1990 году 713 100 человек, то затем в ходе развала экономики стала ежегодно сокращаться. В 2012 году она сократилась ещё на 2100 человек и составила на начало 2013 года 493 302 человека. Однако память сахалинцев, вынужденных уехать из островного края, жива. Об этом говорят их письма, направляемые в адрес сайта "Остров 65 Сахалин, Курильские острова". Почитайте их и вы увидите, с какой теплотой они отзываются о своих городах, посёлках, сёлах, предприятиях, коллективах.